За железнодорожное сообщение на территории Литвы отвечает национальная компания «Литовские железные дороги». ЖД Литвы отличает то, что они имеют огромное транзитное значение, связывая Восток и Запад. Большую часть грузопотока составляет российская нефть. Из Вильнюса в Москву, Санкт-Петербург можно купить жд билет на прямой поезд. Транзитные российские поезда, направляющиеся в Калининград, также идут по территории республики.
История ЖД Литвы
Как и история многих других сопредельных стран, железнодорожная история Литвы начинается с прокладки по территории страны магистрали, ведущей из Санкт-Петербурга в Варшаву. Началось строительство в 1851 году, и в 1860-ом первые пассажиры смогли предъявить проводникам свои жд билеты. Вообще пик ЖД строительства в Литве приходится на 60-70-ые годы XIX столетия. Прокладка путей ведется очень интенсивно во всех направлениях. К примеру, отрезок дороги, ведущий к российско-прусской границе, начали прокладывать в 1860 году, а ветку Вержболово – Ковно закончили уже в 1861. На рубеже веков стали поступать в эксплуатацию узкоколейные трассы. Немалая их часть была проложена в годы Первой Мировой войны и имела военное назначение.
Дороги независимой Литвы отсчитывают свой век с 3 декабря 1918 г, дня, когда приказом министра путей сообщения руководство дорогами было возложено на группу инженеров. Членом Международного союза ЖД Литва стала в 1922 г. До начала Второй Мировой подавляющая часть дорог уже была построена. Война принесла лишь разрушение жд инфраструктуры, на восстановление которой ушло впоследствии немало лет.
В состав дорог СССР Литовские железные дороги входят в 1940 г, а с 1963 г являются частью Прибалтийской ЖД.
Электрификация началась в 70-ых годах XX века. На сегодняшний день электрифицировано 122 км дорог.
ЖД в цифрах
В Литве действуют ширококолейные дороги (1749 км), узкоколейные (179 км) и с европейской колеей (22 км).
В 2006 году купили жд билеты через Интернет и напрямую более 6 млн. человек. Грузов перевезено – около 50 млн. тонн.